Доверяйте ремонт кондиционера профессионалам
Кондиционер дует, но не холодит:
5 основных причин и что делать?

Жара на улице, вы включаете кондиционер в ожидании долгожданной прохлады, но вместо этого получаете лишь поток теплого или комнатной температуры воздуха. Знакомая ситуация? «Кондиционер дует, но не холодит» — одна из самых частых и неприятных проблем, с которой сталкиваются владельцы сплит-систем. Не стоит паниковать! В большинстве случаев причина имеет логическое объяснение, а решение — вполне реально.

Важно! Самостоятельно можно устранить только первую причину из списка. Остальные требуют диагностики и вмешательства квалифицированного мастера по ремонту кондиционеров. Неправильные действия могут усугубить поломку и привести к дорогостоящему ремонту.

Причина 1: Забиты фильтры внутреннего блока

Симптомы: Слабый или теплый поток воздуха из внутреннего блока. Кондиционер может работать громче обычного. Иногда появляется неприятный запах.

Что происходит: Воздушные фильтры (сеточки за передней панелью внутреннего блока) со временем забиваются пылью, пухом, шерстью животных. Это создает мощное препятствие для прохождения воздуха через испаритель (холодный радиатор). Воздух просто не успевает охлаждаться.

Что делать:
  1. Аккуратно откройте переднюю крышку внутреннего блока.
  2. Достаньте пластиковые сетчатые фильтры (обычно их 1-2).
  3. Промойте их под струей теплой воды (можно использовать мягкую щетку или губку). Не используйте агрессивную химию!
  4. Дайте фильтрам полностью высохнуть в тени (не на батарее и не под солнцем!).
  5. Установите фильтры на место, закройте крышку.
  6. Включите кондиционер и проверьте работу через 10-15 минут.

Профилактика: Регулярная чистка фильтров (раз в 3-4 недели в период активного использования) – обязательная процедура! Это продлит жизнь кондиционеру и сохранит его эффективность.


Причина 2: Утечка хладагента (фреона)

Симптомы: Вентилятор дует, но воздух не холодный или еле прохладный. На трубках магистрали (на тонкой – жидкостной) может появиться иней или лед. Внутренний блок может покрыться льдом. Слышно шипение (не всегда).

Что происходит: Хладагент (фреон) – это «кровь» системы, циркулирующая по медным трубкам между блоками и переносящая тепло из помещения на улицу. Если в системе образовалась утечка (из-за некачественного монтажа, вибрации, коррозии, заводского брака), количество фреона уменьшается. Его не хватает для полноценного отбора тепла из воздуха в помещении.

Что делать:
  1. Выключите кондиционер. Работа на низком уровне фреона приводит к обмерзанию и может повредить компрессор – самую дорогую часть системы.
  2. Вызовите специалиста. Мастер:
  • Проведет диагностику для подтверждения утечки (визуальный осмотр, течеискатель, замер давления).
  • Найдет и устранит место утечки (пайка, замена вальцев/фитингов, ремонт теплообменника).
  • Проведет вакуумирование системы для удаления воздуха и влаги.
  • Заправит кондиционер хладагентом строго по норме (перезаправка так же вредна, как и недозаправка!).
Важно! Просто «долить» фреон без устранения утечки – это временная мера на пару дней или недель. Утечка будет продолжаться, фреон снова уйдет, а компрессор может выйти из строя.


Причина 3: Неисправность компрессора наружного блока

Симптомы: Вентилятор внутреннего блока дует обычным воздухом. Наружный блок не издает характерного гудения/вибрации компрессора при работе (вентилятор наружного блока при этом может вращаться). Могут мигать индикаторы ошибок на внутреннем блоке.

Что происходит: Компрессор – это «сердце» кондиционера. Он сжимает хладагент, обеспечивая его циркуляцию по контуру. Если компрессор вышел из строя (механический износ, перегрев из-за грязного конденсатора, скачок напряжения, работа с утечкой фреона), циркуляция хладагента прекращается. Теплообмен не происходит.

Что делать:
  1. Выключите кондиционер.
  2. Требуется срочная диагностика мастером. Специалист проверит питание компрессора, его обмотки, работу пускового конденсатора. В большинстве случаев неисправный компрессор требует замены. Это сложная и дорогостоящая работа, но часто она дешевле покупки нового кондиционера, особенно если система дорогая или инверторная.

Причина 4: Засорение капиллярной трубки / терморегулирующего вентиля (ТРВ)

Симптомы: Внутренний блок дует переменно теплым-холодным воздухом. На магистральных трубках (чаще на тонкой – жидкостной) и на сервисных портах может быть сильный иней или лед. Наружный блок может работать, но компрессор будет время от времени перезапускаться. Внутренний блок может издавать шуршащие звуки.

Что происходит: Капиллярная трубка (в простых моделях) или терморегулирующий вентиль (ТРВ в более продвинутых) – это узкое место в системе, где жидкий фреон под высоким давлением резко расширяется, охлаждаясь. Если этот элемент засоряется (медной стружкой, окалиной после пайки, влагой, замерзшим маслом), циркуляция хладагента нарушается или прекращается.

Что делать:
  1. Выключите кондиционер.
  2. Необходима помощь мастера. Прочистка или замена капиллярной трубки/ТРВ – сложная процедура, требующая специального оборудования (вакуумный насос, станция для заправки). Мастер должен будет слить остатки фреона, демонтировать и прочистить/заменить неисправный элемент, провести вакуумирование и заправку системы.

Причина 5: Неисправность четырехходового клапана (для моделей с обогревом)

Симптомы: Кондиционер дует горячим воздухом при включенном режиме охлаждения.

Что происходит: Четырехходовой клапан меняет направление потока хладагента, позволяя кондиционеру работать на обогрев. Если клапан «залипает» в положении обогрева (из-за механического износа, загрязнения системы, сбоя управления), то даже в режиме охлаждения система будет пытаться греть воздух в помещении.

Что делать:
  1. Выключите кондиционер.
  2. Попробуйте несколько раз переключить режимы (охлаждение/обогрев) с паузами в 5-10 минут. Иногда клапан может «отлипнуть» сам.
  3. Если не помогло – вызывайте мастера. Замена четырехходового клапана – сложная операция, аналогичная замене компрессора по трудоемкости (слив фреона, пайка, вакуумирование, заправка).

Вывод: Не рискуйте комфортом и техникой!

Как видите, лишь одна из пяти основных причин отсутствия холода решается самостоятельно (чистка фильтров). Остальные четыре – это серьезные технические неисправности, требующие профессиональной диагностики и ремонта с использованием специального оборудования и навыков.